«Жанровая пластика Дулевского фарфора 1950-1960-х г.г» - тема моей дипломной работы в Суриковском институте. Советский фарфор – одно из самых ярких явлений европейского искусства ХХ века. Оно уникально своей художественной целостностью, правдивым отображением исторических событий и современников. Всё, что было значимо и ценилось обществом, находило свое воплощение в фарфоровой скульптуре. Было близко и понятно каждому. Осталось в памяти поколений и сегодня является предметом серьезного коллекционирования. Особенно агитфарфор и фарфор сталинской эпохи.
Имея десятилетний опыт работы в службе информации центрального ТВ, я понимала насколько несправедливо то, что начиная с 1990-х огромный кусок нашей жизни и жизни нашей страны не нашел своего места в художественном фарфоре. Советская система рухнула, фарфоровые производства с трудом выживали в новых экономических реалиях. Анализировать и художественно осмысливать современность стало некому. Я решила объединить две свои профессии искусствоведа и журналиста, и начать выпуск публицистики в фарфоре. |
За два года я объездила Европу, Россию и Китай, посещала ведущие фарфоровые производства, изучала мировой опыт. В 2009-м году, в самый разгар кризиса, арендовала помещение на Красном Октябре, приняла на работу технолога и несколько выпускниц Строгановской академии, купила столы и первую печку. Так родился RUPOR / russian porcelain. |
Первый базовый этап - это поиск фарфоровой массы, которая бы идеально отвечала всем нашим требованиям: давала тонкий, полупрозрачный черепок, обладала бы отменной пластичностью и, конечно, была бы безукоризненно белоснежной. Через два года мы нашли ее! Это фарфор MONT BLANC (Вестервальд, Гемания). Высокая стоимость массы оправдывает идеальное качество черепка. Мы целенаправленно привозим фарфоровую массу в жидком виде прямо с завода. Отказались от более дешевых порошковых форм массы, так как для нас приоритетно высочайшее качество скульптуры. Черепок должен быть идеальным: без пузырей, трещин и неровностей.
Работа скульптора. Эскизы, затем создание модели в полном размере
Гипс повышенной прочности позволяет скульптору повторно тщательно проработать даже самые мелкие детали.
Это делается для того, чтобы не образовывались так называемые "замки" и после отлития части скульптуры можно было бы легко доставать. Для каждой части делается "рабочая" форма. В нее заливают жидкий фарфор - шликер.
Гипс впитывает воду, а стена формы «набирает» толщину будущего черепка. В тот момент, когда фарфор достают из формы он называется «кожетвердым». Так как деформируется даже при малейшем давлении.
Мастер максимально аккуратно и максимально быстро собирает скульптуру из ее частей. Важно сохранить достаточную влажность фарфора. Подсохшая масса не годится для сборки, так как после обжига обязательно даст брак – трещины.
Оправка. Швы, которые остаются после отливки и сборки аккуратно срезают скальпелем. Затем замывают мягкими кисточками.
Хорошо высушенная скульптура обжигается при температуре 900 градусов. Утильный обжиг необходим для того, чтобы черепок стал достаточно прочным и выдержал глазурование и более грубую обработку.
Глазурованное и хорошо зачищенное изделие снова отправляется в печь. На этот раз температура максимальная – 1300 градусов. Черепок окончательно «спекается»: становится водонепроницаемым, приобретает свою фирменную белизну и тонкость.
Важный параметр, который необходимо учитывать на всех этапах создания скульптуры, начиная с работы скульптора. Усадка нашего фарфора после высокого обжига 17%.
Художник готовит надглазурную краску: 20-30 минут с помощью скипидарного масла растирает порошкообразный пигмент до получения однородной массы. Рисунок наносится на поверхность фарфора специальными тонкими кисточками-самовязами.
Живопись по фарфору многослойная: чем сложнее, тем больше слоев, тем больше обжигов. Их может быть и три и восемь. Финальную точку в росписи ставит обжиг золотом.